Выпуск №13 (37) от 01.07.2013
Площадка, сеть сервисов и интерфейсов capitaller/shareholder, в широких массах известная под простым названием - "Шара", изначально задумывалась разработчиками и администрацией системы как инструмент для совместного управления капиталом. Но, как довольно часто происходит с творениями людских рук, они начинают использоваться не совсем, а зачастую и совсем не по первоначальному предназначению. Не минула эта судьба и вышеупомянутое творение.
Сейчас в одной половине около-шарового круга людей бытует мнение о том, что шара - это никак не система по совместному управлению капитала, а нечто большее - интернет-биржа, где БА - это подобие ОАО с акциями, которые называются долями, и акционерами, которые называются пайщиками или дольщиками. С другой стороны люди с кардинально противоположным взглядом имеют мнение, что всё это не более чем торговля воздухом и фантиками. Разумеется, если абстрагироваться от некоторых конкретных моментов, то именно таково общественное мнение. И, буквально с первого взгляда, сделав свои собственные выводы, любой новый пользователь площадки принимает ту или иную сторону.
В то же время, первое впечатление зачастую бывает ошибочным, причём довольно сильно, поэтому сегодня постараемся разобраться, или хотя бы сделаем попытку получить ответ на вопрос: "Современная площадка - это фондовая интернет биржа или нет?", проводя "параллели" и "вертикали" с реальными фондовыми биржами.
Анализ
Рассмотрим сначала вкратце то, что же собой представляют фондовые биржи, и что там, в сущности, есть. Как правило, на любой фондовой бирже есть два основных рынка: рынок акций и срочный рынок. И если с первым всё более-менее понятно, то второй заслуживает отдельного описания. Рассмотрим их по очереди.
Рынок акций
На рынке акций есть две основные стратегии: длинные и короткие позиции, т.н. "лонги" и "шорты" (от английских слов long и short). Чем же они отличаются? Осуществляя длинную позицию, инвестор покупает акции с расчётом на рост их цены (фундаментальная теория о том, что "рынок растёт"), и тем, что потом их можно будет продать по более высокой цене, или в расчёте на долгосрочный инвестиционный доход - в виде дивидендов. Стратегия коротких позиций применяется тогда, когда "рынок падает", и кратко описывая её, можно сказать, что человек продаёт акции взятые в долг у кредитора, и после падения котировок уже покупает их по более низкой цене и возвращает их кредитору, тем самым "погашая" долг, а разница между ценами продажи и покупки составляет его прибыль. И если применение первой стратегии на площадке происходит повсеместно, то второй - скорее является исключением из правил.
Что же мы видим из этого? На фондовом рынке есть ОАО и их акции, с куплей-продажей последних, дивидендами и всем прочим. В то же время и на площадке есть БА с их долями, со всё той же покупкой и продажей, и теми же самыми дивидендами. С первого взгляда сходство между фондовой биржей и площадкой просто поразительно и можно проводить - буквально! - знак тождества между ними. Но, как уже говорилось - первое впечатление очень и очень обманчиво. Всё заключается в одном кардинальном различии: если под акцией ОАО подразумевается "часть" этого самого ОАО (так как сумма всех акций - уставной фонд, изначально финансово равняется сумме всех активов организации, в том числе и материальных), то под долей БА подразумевается не более чем право влиять на работу БА в размере отношения всех подконтрольных долей на общее количество долей.
Образно выражаясь, нельзя прийти с ноутбуком в офис, например, INTERKASSA, лично при Управляющем БА передать на WMID БА пару-тройку сотен его долей, и уйти домой с новеньким стулом из офиса - Вас просто вежливо выпроводит из офиса охрана, и более того, будет полностью права! Пример, конечно, образный, но саму суть показывает.
Получается, что даже при внешней схожести фондовой биржи и площадки, данным фактом кардинального различия ОАО с акциями и БА с долями, все дальнейшие попытки найти хоть что-то общее, обречены на провал... Но не всё так просто.
Срочный рынок
Как уже упоминалось, на фондовой бирже есть еще и срочный рынок - рынок производных инструментов. Производный инструмент, в отличии от базового (каким, например, может выступать акция), не является самостоятельное единицей, а полностью зависит и рассчитывается на основании базового актива(-ов), на основе которого он создан. В качестве одного, из самых часто используемых инструментов производного рынка можно назвать расчётный фьючерс на индекс биржи. Китайская грамота? Разберём по порядку:
- Индекс: взвешенное значение стоимости акций индексной корзины биржи (набор самых стабильных и ликвидных акций, так называемых "голубых фишек"), или другими словами - показатель взвешенной стоимости самых "лучших" акций биржи.
- Фьючерс: биржевой контракт на обязательство между сторонами покупателя и продавца, на финансовый взаиморасчёт (для расчётного фьючерса) или поставку (для поставочного фьючерса) базового актива в заранее определённое сторонами время в будущем - срок экспирации фьючерса.
a) Поставочный фьючерс гарантирует поставку базового актива (например, товара) на момент экспирации.
b) Расчётный фьючерс гарантирует финансовый взаиморасчёт на момент экспирации.
- Экспирация: заранее определённое время, в которое фьючерс прекращает обращаться, и выполняется итоговый взаиморасчёт между сторонами, заключившими его:
a) Для поставочного фьючерса выполняется поставка базового актива по той цене, по которой был заключён фьючерсный контракт, а не по цене стоимости базового актива на момент экспирации.
b) Для расчётного фьючерса выполняется финансовый расчёт между сторонами заключившими данный контракт, по разнице между стоимостью фьючерсного контракта (разумеется на какой-то определённый базовый актив) на момент его заключения, и стоимостью базового актива на момент экспирации.
В дальнейшем, говоря "фьючерс", мы будем подразумевать именно расчётный фьючерс, если прямо не сказано иначе, т.е. тот, который подразумевает расчёт между сторонами в момент экспирации. От того, что фьючерс по своей природе является маржинальным инструментом мы в данной статье отгородимся, для большей наглядности читателю.
Приведём два примера для более наглядного понимания вышенаписанного.
Пример 1 - поставочный фьючерс
Выберем в качестве базового актива нефть, как один из распространённых примеров, и в то же время понятных.
Положим, что есть некие компании:
- "British Petroleum", или сокращённо - BP, которая занимается добычей и продажей нефти;
- "Web Oil", или сокращённо - WO, которая занимается переработкой нефти.
На начало лета BP заявляет, что выпускает фюьчерсный контракт на полгода, на поставку нефти в размере одного барреля за один контракт. Текущая цена, на сейчас, барреля нефти на рынке составляет 1000 условных денег. В то же время на осень намечается "демократизация" очередной страны. В предверии этого намечается небольшой дефицит нефти, и следовательно - рост цен на мировом рынке. BP (желая гарантированно продать добытую нефть), исходя из этого, предлагает фьючерсные контракты по цене 1300 условных денег, и WO покупает их, сразу оплачивая BP "авансом" стоимость контракта на поставку - 1300 денег. Для знатоков, которые уже начали кривить лица с мыслями "Что за бред?" напомню - мы в данной статье руководствуемся условием того, что фьючерс не является маржинальным инструментом. Далее возможны три варианта:
1) "Демократизация" прошла по плану, аналитики отлично всё предсказали, цена нефти на рынках, на момент экспирации фьючерса, была почти равна спрогнозированной - 1310 условных денег. BP поставляет WO согласно контракту, и все остаются в плюсе - BP имела гарантированную продажу по принятой для себя цене, а WO вне зависимости от дальнейших колебаний цены, имела гарантированный баррель нефти по уже известной цене - 1300 денег.
2) "Демократизация" затянулась и нефть в прогнозируемых объёмах на рынок не поступила. В итоге на момент экспирации цена на рынке возросла до невероятных 2000 условных денег - та цена, по которой нефть можно купить "здесь и сейчас". В то же время у BP есть обязательство поставить нефть по уже уплаченной цене (помним - 1300), а у WO - её принять. В данном случае BP скрепя сердце и жалея об упущенной прибыли, поставляет нефть радостной WO, аналитики которой предвидели это, и тем самым помогли сэкономить компании 700 денег (разница между ценой заключения фьючерсного контракта, и ценой базового актива - нефти, на момент экспирации).
3) "Демократизация" прошла намного быстрее и успешней, чем ожидал рынок. В связи с этим на рынок поступили много дешевой нефти, что обрушило цены на неё до уровня 700 денег. В этом случае радостная BP, аналитики которой спрогнозировали это и заработали для компании дополнительные деньги - ведь "здесь и сейчас" продать нефть можно только за 700 денег, а контракт был заключен по цене 1300, поставляет нефть печальной WO, которая прямо сейчас может купить нефть за 700 на рынке, но обязана принять поставляемый товар, по уже уплаченой цене в 1300.
Во всех трёх случаях обе стороны защищены от критических ситуаций, когда BP вообще не сможет продать нефть через полгода, и когда WO не сможет купить нефть через пол года. Для этого и есть фьючерсы.
Разумеется, в период обращения фьючерса WO может продать его третьей стороне, на основании новой аналитики, тем самым зафиксировав прибыль/убыток, и передав эстафету головной боли аналитиков о том, какой же из трёх вариантов будет иметь место, третьей стороне. Данный пример ставил собой цель показать основные принципы торговли фьючерсами.
Пример 2 - расчётный фьючерс
Предположим, что на начало лета индекс биржи (взвешенная стоимость самых "лучших" акций) составляет 1000 базисных пунктов. Фьючерсный контракт на индекс заключается сроком на 3 месяца. В ожидании того, что летом будет спад деловой активности (следовательно рынок будет "падать" - акции будут дешеветь, и следовательно индекс тоже), фьючерс на индекс биржи торгуется немного ниже - в значениях 950 пунктов. Заметим, что купить можно фьючерс на индекс, который является производным инструментом - сделать "ставку" на то, каким будет индекс в будущем, - но никак не сам индекс, который является не более чем показателем состояния рынка.
Лицо В покупает данный фьючерсный контракт за 950 условных денег у лица А, переводя ему всю сумму. Также, стороны получают обязательства о взаимном закрытии данной позиции (обратной сделке), но уже по цене эквивалентной значению индекса на момент экспирации фьючерса на этот индекс.
Но, вопреки ожиданиям, за лето основные игроки рынка только усилили свои позиции, и их акции подорожали, а следовательно рынок вырос и соответственно индекс тоже - до 1200 пунктов (Вариант 1). Рассмотрим так же вариант 2, в котором рынок действительно продолжил падение - до 800 пунктов. Когда заканчивается срок действия индекса, то есть спустя три месяца, происходит самое интересное - его экспирация.
1) В данном случае лицо А, согласно контракту, выплачивает лицу В 1200 условных денег, из которых, грубо говоря, 950 - ранее полученные средства которые находились во владении лица А, и 250 - разница между ценами заключения фьючерсного контракта на момент заключения и ценой экспирации, которые составляют убыток А и прибыль В.
2) В данном случае лицо А, согласно контракту, выплачивает лицу В 800 условных денег, вся сумма которых, грубо говоря, взята из ранее полученных 950, и 150 остаётся в виде прибыли (помимо того, что эти три месяца лицо А могло пользоваться полученными от В 950 деньгами), и в то же время лицо В мало того, что не имело возможности пользоваться этими деньгами 3 месяца, так и еще взамен отданных 950 денег, обратно получает только 800.
Надеюсь, что после приведения данного примера у читателя сложилось хотя бы примерное представление о том, что собой представляет фьючерсный контракт. Также, отдельно выделим несколько узких моментов, которые не являются "очевидными", но в то же время критичны для дальнейшего понимания написанного:
1) Откуда у условного продавца (лица А) появляется фьючерсный контракт?
Ответ на этот вопрос невероятно прост - ниоткуда: продавая один фьючерс у него в портфеле появляется обязательство(грубо говоря - "-1" фьючерс), в виде этого самого проданного фьючерса, которое должно быть погашено во время экспирации. В то же время у покупателя(лицо В) в портфеле появляется "+1" фьючерсный купленный контракт. В то же время оба лица могут "передать" свои обязательства еще до экспирации: лицо А может купить у кого-либо фьючерс (в этом случае "-1" переходит "кому-либо", а наш А фиксирует прибыль/убыток и в дальнейшем развитии событий не участвует), а лицо В может продать кому-либо фьючерс (в этом случае у него в портфеле уже "0" фьючерсов, а кто-либо получает в портфель "+1" фьючерс, и лицо B дальше не участвует финансами в событиях, уже зафиксировав прибыль/убыток). Таким образом количество всех проданных и купленных фьючерсов равно, что и гарантирует полный расчёт по взаимным обязательствам во время экспирации.
2) Какова реальная/фактическая стоимость фьючерса?
Ответ на этот вопрос еще проще, чем на предыдущий - никакая. Это пустое место, ценность которому даёт только и исключительно только базовый актив, на который заключается фьючерсный контракт. Базовым активом может быть практически всё что угодно, что имеет ценность для продавца и покупателя - например, нефть из примера выше.
Синтез
"К чему весь вышенаписанный текст вообще относится?" и "Какое это вообще имеет отношение к площадке?" спросит читатель. Ответ тоже невероятно прост - "Самое что ни есть непосредственное", и для того чтобы все кусочки мозаики сложились в полноценную картину, сделаем всего несколько упрощений и предположений:
1) Будем считать, что фьючерс не является маржинальным инструментом - т.е. при его покупке/продаже происходит оплата всей стоимости контракта.
2) Исключительным правом первичной продажи фьючерсов обладает лицо, имеющее непосредственное влияние на стоимость базового актива.
3) Дата экспирации не известна во время заключения фьючерсного контракта.
Реализовать дополнительно всё это у WMT при создании площадки не было ни технической возможности, ни, наверное, желания.
Отделив эти три пункта от реальной биржи, мы получаем не что иное, как нашу...площадку!.
И для большей наглядности дадим формальное определение:
На площадке capitaller/shareholder торгуются "доли", которые представляют из себя не что иное, как расчётные фьючерсы на стоимость одной части бизнеса, состоящего в БА, относительно его общей стоимости, с датой экспирации во время завершения работы БА.
Рассмотрим теперь его подробней:
Есть некий бизнес который положен в основу БА. Естественно, что этот бизнес оценивается управляющим в некоторую сумму, исходя из которой формируется ФУ БА. При продаже долей управляющим дольщику, фактически, между ними заключается контракт (с ценой продажи равной ценностному эквиваленту одной части бизнеса на сейчас), не на "поставку" одной части бизнеса, а на финансовый взаиморасчёт, исходя из фактической стоимости одной части бизнеса на момент экспирации. И именно стоимость части бизнеса является в нашем случае базовым активом, а доля БА - обязательством между сторонами о финансовом взаиморасчёте по цене экспирации. Таким образом управляющий получает финансовые обязательства перед всеми дольщикам. В то же время, дольщик может продать другому дольщику долю БА, и тем самым продав как раз это обязательство управляющего, а не часть бизнеса.
Остаётся только один довольно важный момент, без которого вышеописанная картина не является полной, - экспирация фьючерса. Напомним, что ценой экспирации фьючерса является стоимость базового актива на момент экспирации. И в нашем случае происходит она, формально, в точности как и на фондовой бирже. Фактически же, возможны две ситуации, которые внешне хотя и кажутся кардинально разными, но по своей сути совершенно одинаковы:
1) Закрытие БА и обратный выкуп долей.
Цена обратного выкупа долей, объявленная управляющим, как раз и является ни чем иным, как стоимостью базового актива(объективная, фактическая стоимость части бизнеса) по цене которого и выполняется закрытие взаимообязательств.
2) Дефолт БА
В данном случае ситуация аналогична, более того - даже намного проще: действиями, или же полным бездействием, управляющего "автоматически" определяется стоимость базового актива (объективная, фактическая стоимость части бизнеса) равной нулю. В этом случае дольщики получают полный взаиморасчёт мгновенно....все, сразу и со знаком минус.
Исходя из всего этого доля БА как раз и является расчётным фьючерсным контрактом на базовый актив, которым является фактическая стоимость одной части бизнеса.
Единственным несогласованным моментом осталась возможность получать дивиденды на имеющиеся доли (процедура принятия голосований не рассматривается, как имеющая чисто формальные функции, и не влияющая на что-либо безусловным образом), в процессе работы бюджетного автомата. Для этого просто дополним данное раньше определение:
На площадке capitaller/shareholder торгуются "доли", которые представляют из себя не что иное, как расчётные фьючерсы на стоимость одной части бизнеса, состоящего в БА, относительно его общей стоимости, с датой экспирации во время завершения работы БА, и с возможностью получать часть прибыли от работы бизнеса.
Возвращаясь, наконец, к нашему первоначальному вопросу "Современная площадка - это фондовая интернет биржа или нет?", можно с уверенностью сказать, что даже при наличии некоторых "вертикалей", связанных как с принятыми допущениями, так и с последним дополнением относительно возможности получать дивиденды, "параллелей" намного больше, и они куда важнее, так как отражают саму суть происходящих процессов. И если поставить знак "равенства" между площадкой и фондовой биржей нельзя, то вот поставить жирный знак "тождества" между ними можно спокойно, и тем самым уверенно и с гордостью заявить:
Сегодня площадка capitaller/shareholder - это не "Поле Чудес", где продают и покупают воздух и фантики, а нечто более сложное и серьёзное - самая что ни есть настоящая фондовая интернет биржа со срочным рынком расчётных фьючерсов.
(c) Vetal_inside, 01.07.2013
Мнение администрации Журнала может не совпадать с мнением автора статьи
Оцените статью: |
|
|
|
[ свернуть]
[наверх]
|